Поговорим о тюнинге ВАЗ 2108-09-99.
А именно, про: амортизаторы, пружины и стабилизатор поперечной устойчивости.
Возьмем обычную «08» - до недавнего времени самый популярный спортивный
автомобиль в нашей стране, а следовательно и самый «тюнингуемый».
Для правильного тюнинга ВАЗ-2108
вам понадобятся прежде всего амортизаторы и пружины. Их лучше брать
набором - когда они просчитаны друг для друга (и для определенного
автомобиля). Устойчивых наборов не так уж много. Существуют спортивные
Monroe и Plaza, рассчитанные для стандартных пружин, но это не дает
полного эффекта. Есть знаменитые Koni Sport с регулировками, но их
«родные» пружины Mad не найти. К тому же набор «Koni + Mad» обойдется
владельцу «восьмерки» почти в $700. Существует более доступный вариант:
не так давно на рынке появились «киты» KW, состоящие из пружин и
амортизаторов. Стабилизатор поперечной устойчивости повышенной
жесткости с увеличенным сечением прутка оказывает существенную помощь
амортизаторам и пружинам. В критических режимах работы подвески
стабилизатор, скручиваясь, не позволяет колесам и кузову жить отдельно
друг от друга. От этого в немалой степени зависит управляемость
автомобиля. Некоторые экстремалы подобный стабилизатор устанавливают и
в заднюю подвеску ВАЗ-2108 - для дальнейшего «обострения» реакций автомобиля.
Когда эти работы позади, отправляемся к специалистам по регулировке
углов установки колес. Может, и здесь удастся что-нибудь «поймать» для
дальнейшего повышения управляемости? Да. И тут начинается самое
интересное. Не стоит приезжать на развал с неисправными (изношенными)
элементами подвески - нужно сперва заменить их на новые. А так как
подвеска не в воздухе висит, а крепится к кузову, то и сам кузов должен
быть ровным. В отношении автомобиля слово «ровный» подразумевает, что
должна быть соблюдена геометрия всех точек крепления подвески. Иначе
разговор о специфических настройках придется отложить до лучших времен.
Можно выделить три основных параметра, входящих в обобщенный термин
«развал-схождение» - развал колес, схождение колес и кастр Схождение -
это угол между плоскостью колеса и осью симметрии или осью тяги
автомобиля. Если колеса «косолапят», заворачиваются внутрь по ходу
движения, то схождение будет положительным, если разъезжаются в стороны
- отрицательным. Угол развала колес формируется плоскостью колеса и
вертикальной плоскостью. Он считается положительным, если верхняя часть
колеса имеет наклон к внутренней стороне («домиком»). Угол продольного
наклона (кастр) образуется вертикалью и проекцией оси рулевого
механизма на продольную плоскость автомобиля. Хороший мастер, через
руки которого прошло немало спортивных автомобилей, первым делом
постарается выяснить, для каких целей предназначена машина. Одно дело -
соревнования (разного рода любительские «покатушки» в последнее время
вошли в моду); в этом случае остается выяснить их специфику (трек,
спринт, кольцевые или раллийные гонки) и покрытие трассы (грунт, снег,
асфальт). Другое - ежедневные (пусть и динамичные) поездки по городу. В
первом случае настройки будут более радикальными, а комфорт и
сохранность резины отойдут на второй-третий план. Будем считать, что
нашей «восьмерке» уготована каждодневная служба по доставке хозяина из
одной точки пространства в другую с максимальным удовольствием от этого
процесса. При таком варианте специалист первым делом уделит внимание
продольному углу наклона - кастру. Производитель рекомендует
устанавливать этот параметр на значении +1 градус. «Автора» мы безмерно
уважаем, но двинем кастр еще на пару градусов «в плюс», до значения +3
градуса, и насладимся повысившимся стремлением машины к прямолинейному
движению. Она так «стоит» на дороге, что на прямом участке можно
спокойно отпустить руль и подкурить сигарету, не опасаясь уводов.
Спортсмены ставят себе кастр +5 (благодаря изменению точек крепления
опор двигателя и коробки передач), но мы находимся в рамках здравого
смысла. А он обычно диктует, что регулярная замена «гранат» - не лучший
способ получать удовольствие от обладания автомобилем. Так что +3 для
«городского» ВАЗ-2108 - предел. А вот на «Мерседесах», например, кастр
устанавливается на отметке +10-12 градусов, поэтому их крейсерское
стремление к прямолинейному движению никем не ставится под сомнение.
Задний привод позволяет так «валить» колеса вперед...
Далее мастер обратит внимание на угол развала колес. Стандартное
значение для ВАЗ-2108 представляет собой ничего не обещающий «ноль» с
допуском 30 минут в любую сторону. Чтобы улучшить поведение машины в
поворотах, предлагается увести развал «в минус» до 45 минут (не
градусов!). Обращаясь к опыту спортсменов, нельзя не вспомнить
кольцевые автомобили, с колесами, «разваленными» до полного «домика».
Оно и не мудрено - угол развала колес на них достигает -6-7°, что
позволяет лучше прописывать траекторию (правда, резина при этом
выживает только одну гонку). У нас все не так экстремально, но один
негативный аспект присутствует: при интенсивном разгоне ведущие колеса
заворачиваются внутрь. Чтобы понять это на практике, можно предложить
любому желающему сесть на велосипед или мотоцикл и попробовать, слегка
наклонив аппарат, поехать прямо. Эффект очевиден - «двухколесное» будет
упрямо стремиться повернуть в сторону наклона. Чтобы снизить это
стремление, обратимся к последнему параметру - схождению. Стандартное
значение - 0, но мы уже зашли слишком далеко. Необходимо установить
схождение в диапазоне +0,5 - +1 мм. Таким образом отрицательное
значение развала колес будет отчасти компенсировано положительным
значением схождения.
Вроде бы, ничего не осталось… Хотя нет - мы пока не трогали заднюю ось.
Для нее в «восьмерке» доступно, по меньшей мере, два параметра - развал
и схождение. Предполагается, что наш автомобиль «заряжен на все
деньги», стало быть, сзади вместо барабанных тормозов установлены
дисковые. Скорее всего, там же появилась и хитрая проставка,
позволяющая регулировать развал. Вооруженные этой надеждой, обратимся к
цифрам. На задней оси можно «разгуляться» намного серьезнее, чем на
передней, поэтому развал доводится до 1-1,5°. Естественно, «в минус».
Так как на заднюю ось действуют те же силы, что и на переднюю (только
слабее), этот развал мы компенсируем при помощи схождения +2-4 мм. Для
сравнения: на автомобилях BMW (традиционно имеющих задний привод)
развал на задней оси составляет -2,5°, а компенсируется это схождением
+2 мм.
Вот и подросла наша «восьмерка», а мы и не заметили. Машина побежала
быстро, предсказуемо, резко. Она «железнодорожно» придерживается
заданной траектории, только бы хватало сцепления колес с асфальтом... И
почему в таких местах всегда приходится писать «но»?! Большой ребенок -
большие проблемы. Прежде всего, он требует больше внимания. Для
стандартного автомобиля периодичность настройки углов установки колес
(при обычной езде, без сильных ударов по подвеске и замены ее деталей)
- 10-15 тыс. км пробега. Для «настоящей» машины 10 тыс. км - пожалуй,
максимальное расстояние от настройки до настройки. Можно поездить
дольше, но учтем, что установленные параметры являются границей
здравого смысла. Поэтому неизбежное изменение настроек (особенно с
нашими «как бы дорогами») может отразиться на поведении автомобиля и
состоянии резины. После сильного удара (люк, бордюрный камень) следует
цепочка негативных последствий. Если элементы остались целы, то
пострадали наши хитрые настройки. Например, кастр может «уйти» всего на
10 минут, а схождение «сбежит» аж на 5 мм! Следующий неприятный момент
- для слабых телом. Крутить руль на месте станет тяжелее, и повинны в
этом развал и кастр. Появившийся эффект «избыточной поворачиваемости»
(в кавычках, поскольку мы имеем дело с передним приводом) может сыграть
злую шутку - автомобиль будет сам нырять в поворот. Наконец, при
подобных настройках снижается выбег машины. То есть при выключенном
сцеплении она по инерции пройдет несколько меньше, чем стандартная
«сестрица».
Источник: http://www.tuningclub.ru |