Рыжая беда
Изготовители свечей зажигания гарантируют их бесперебойную работу до
20-30 тыс. км пробега. Более совершенные, с биметаллическими
электродами, живут 40-60 тыс. км. Еще долговечнее изделия с тонким
центральным электродом из платины или двумя усиленными платиной
электродами. Эти работают до 80-90 тыс. км! Тогда почему столько жалоб
на преждевременные отказы свечей? И не только дешевеньких наших,
которые и заменить-то в отечественных агрегатах пара пустяков, а
дорогих иномарочных, для замены которых на иной машине приходится
разобрать чуть ли не полмотора.
ПРИСАДКИ-ДИВЕРСАНТЫ
Для увеличения октанового числа бензина в него добавляют
антидетонаторы. Самый эффективный - тетраэтилсви-нец (ГЭС). Всего два
стакана этиловой жидкости - и из тонны бензина АИ-80 получается тонна АИ-95.
Но как ни заманчива такая рационализация, соединения свинца
исключительно ядовиты (не зря этилированный бензин окрашен) -
производство отравы свернуто. Кроме вреда нашему здоровью, свинец
смертелен для каталитических нейтрализаторов современных автомобилей.
Освободившуюся нишу заполнили экологически более чистые добавки:
метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), железосодержащие присадки на основе
химического соединения, называемого ферроценом. Последние очень любимы
недобросовестными (а подчас и незаконными) производителями бензинов.
Эффективность присадок весьма высока (до 60% от ТЭС), они недороги,
легко растворяются в бензине. И все бы хорошо, но передозировка
«железа» вызывает красный налет на изоляторах электродов.
В погоне за барышом топливные махинаторы щедро «улучшают»
низкооктановый бензин. У автомобилистов, напоровшихся на такое зелье,
начинаются проблемы. Сначала изолятор центрального электрода
приобретает яркий кирпичный цвет. Позже он темнеет до бурого с черными
включениями. С этого момента вполне исправный двигатель начинает
хандрить: снижаются разгонная динамика и максимальная скорость машины,
повышается расход топлива, так как свечи перестают регулярно
воспламенять горючую смесь. В общем, тут есть что проверить. ПРОВЕРИМ «НА СЕБЕ»!
Для теста взяли отечественные свечи А17ДВРМ (производства энгельсского
и уфимского заводов) и несколько импортных - от самых именитых
производителей. Исправность каждой проверили в лаборатории (в
соответствии с ОСТ 37.003.081-98). Все изделия легко уложились в нормы:
чутко реагировали на импульсы тока, выдавая устойчивый разряд, а
пробоев по изолятору центрального электрода не было и в помине.
Тепловым характеристикам свечей (калильному числу) поверили,
положившись на слово производителей.
Теперь к двигателю. Перед нами мотор ВАЗ-2106. Состояние - бодрячок.
Недавно прошел обкатку и вполне готов к работе на динамометрическом
стенде кафедры «Автомобильные и тракторные двигатели» МГТУ «МАМИ».
Добавив к бензину АИ-80
тройную дозу «железной» присадки, «довели» его до «92-го» (замесить
«левый» бензин можно в любой бочке - была бы присадка). На первый
взгляд получилось отлично! Двигатель даже при полных нагрузках не
проявил и малейшей склонности к детонации. Но далеко ли можно уехать на
таком бензине?
Режим «езды» - в «горку», на максимуме крутящего момента (3000 об/мин,
дроссель полностью открыт). Свечи А17ДВРМ поначалу работали без сбоев.
Но через десять часов крутящий момент двигателя с 12 кгс-м сполз до
7-8. Избыток присадки вызвал бурый налет на изоляторе центрального
электрода - это отложения окиси железа которые провоцируют утечку искры
по «ржавому», ставшему токопроводным изолятору (фото 1)
.
Избыток «железного»
антидетонатора уравнял и дешевые, и дорогие свечи. По черным полоскам на рыжем
изоляторе искра стекает на «массу», минуя искровой промежуток: а - свечи
А17ДВРМ и RN9YС (СНАМРION); б - свечи WR 7 DP PLATINUM (ВОSСН),
платиновый электрод так же бессилен, как и стандартный; в - боковые
электроды WR 78 SUPER 4 (ВOSСН) не затеняют искру от камеры сгорания, но между
электродами ее нет.
Может, импортные свечи устойчивей российских?
Пробуем одну, обычную. Продержалась восемь часов. Вторая, «платиновая» - чуть
меньше десяти. А вот и дорогой «паук» - четырехэлектродный. Первые признаки
недомогания появились через шесть часов, а к восьмому сбои в работе двигателя.
Очевидно, дело не в «фирменности» свечей. Передозировка «железного»
антидетонатора одинаково убийственна и для дешевой, и для дорогой свечи!
ЧЕРНАЯ КОШКА В ТЕМНОЙ КОМНАТЕ
Попытались проследить утечки искры в барокамере. Результат озадачил: все свечи,
остыв, показали соответствие требованиям ОСТа и, что еще интереснее, отсутствие
пробоев по рыжему! изолятору! Странно!
Снова ввертываем их в двигатель и выводим его на номинальную мощность (5400
об/мин). Сбои возобновились, только на этот раз время приемлемой работы
сократилось в среднем : до четырех часов. Теперь свечи осматривали горячими - и
каверза нашлась. На рыжих изоляторах появились черные полоски. Ларчик открылся
просто: чем выше температура в цилиндрах (читай, нагрузка на двигатель), тем
быстрее «ржавая» окись восстанавливалась в чистое железо, то есть в отличный
проводник. Быстро перебрасываем отказавшие свечи из двигателя в барокамеру. Уже
при небольших избыточных давлениях (4-6 кгс/см2) искровой разряд, минуя
электроды, скользил к корпусу свечи по черной полоске на изоляторе. Однако
через 5-10 минут «отдыха» при выключенном двигателе дорожка-проводник
окислялась, исчезала и работоспособность свечи восстанавливалась. Словно
«плавающий» дефект.
КАКИЕ ВЫВОДЫ?
Так как самостоятельно определить, сколько присадок вбухали в бензин,
вы не в силах, остается выбирать «правильные» заправки и возить
запасные свечи. И, наконец, самое любопытное.
Если автомобиль может работать без детонации на «92-м» бензине,
остерегаитесь лить в него «95-й». В нем «железных» присадок может
оказаться вдвое больше. А уж для отечественной техники это справедливо
вдвойне. Угробить ее «92-м» бензином куда сложнее, чем «95-м». Так-то.