Ремонт распредвала (распределительного вала)
Распредвал
входит в систему газораспределения двигателя, имеет определённое число
кулачков, соответствующее числу цилиндров. Получая вращение через
передаточный механизм от коленвала, распредвал обеспечивает
согласованную работу клапанов и поршней.
Ремонт распредвала может быть обусловлен следующими дефектами: деформация (биение), износ опорных шеек и износ кулачков.
Во
многих мастерских во время ремонта распредвала на деформацию вообще не
обращают внимания. Берут и шлифуют кривые распределительные валы,
полагая, что после этого они становятся прямыми. Но это не так.
Распредвал станет неуравновешенным - его балансировка, тщательно
выполненная на заводе-изготовителе, нарушится.
Теоретически и
кривой распредвал можно (правда, не всегда) восстановить так, чтобы все
поверхности имели допустимое биение. Теоретически, потому что это
слишком сложный, трудоемкий и дорогой путь, включающий целый ряд
операций, в том числе восстановление поверхностей, динамическую
балансировку и др.
Гораздо проще попытаться выправить кривой
распредвал так, чтобы затем прошлифовать его в ближайший ремонтный
размер. Иными словами, надо разогнуть его обратно. Правда, если
распределительный вал имеет задиры, да еще расположенных в разных
плоскостях, то кривая его прогиба становится пространственной.
Распутать такую кривую - целая наука. Но сделать это необходимо, иначе
качественно выполнить ремонт распредвала не получится.
Учитывая
все эти обстоятельства, в разное время были разработаны специальные
способы правки распредвалов. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Самый
известный и распространенный способ заключается в следующем: распредвал
кладется на две опоры, а усилие с помощью пресса прикладывается между
ними, причем в наиболее удаленной от оси точке. Таким способом,
действительно, удается поправить распределительный вал, но установить
точно, в каком конкретно месте возникает деформация при правке, очень
трудно.
Еще хуже распространившийся в последние годы способ
правки чеканкой. С помощью зубила и молотка по распредвалу намеренно
наносится ряд сильных ударов. Возникающие вмятины и забоины,
действительно, создают напряжения и деформации, разгибающие
распределительный вал. Но появившиеся очаги концентраторов напряжений
таковы, что распредвал вряд ли прослужит долго до поломки, особенно
если речь идет о современном форсированном двигателе.
Иногда
деформированное место на распредвалу подвергают сильному нагреву, чтобы
облегчить правку и снизить в процессе ее опасность поломки
распределительного вала, особенно чугунного. Но в этом случае после
остывания распределительный вал дополнительно деформируется, и
проявляются все отрицательные последствия предыдущих способов, включая
невозможность обеспечить требуемую точность правки.
В целом ни
один из перечисленных способов не гарантирует того, что распредвал
после правки со временем не «вернется» в криволинейное состояние (в
таких случаях говорят, что распределительный вал обладает «памятью», т.
е. способностью запоминать свое предыдущее состояние). Значит, опять
возможны задиры и выход двигателя из строя.
Учитывая недостатки
известных способов правки, фактически не позволяющих их использовать в
ремонте распредвала, был разработан принципиально другой способ. Его
назвали «поэлементной холодной правкой».
В процессе правки по
этому методу тоже используется пресс. «Ноу-хау» заключается в
специальном приспособлении, с помощью которого поверхностный слой
распределительного вала пластически деформируется, да так, что в нем
вместо обычных для подобных случаев напряжений растяжения создаются
напряжения сжатия. Избавившись от недостатков ранее известных способов,
поэлементная холодная правка, как оказалось, позволяет восстановить
любые распредвалы (и чугунные, и стальные) любых двигателей (от
мотоциклов до экскаваторов), да еще имеющие практически любой прогиб!
При этом точность правки просто поразительна.
За годы
использования способа поэлементной правки на практике накоплен огромный
фактический материал о дальнейшей «судьбе» выправленных распредвалов
как отечественных автомобилей, так и иномарок, включая грузовики и
автобусы. Оказалось, что, в отличие от других, эти распредвалы не
возвращаются в изогнутое состояние со временем. Не было и рекламаций,
связанных с поломкой распределительных валов, что косвенно
свидетельствует об их высокой усталостной прочности.
А ремонт
распредвала, вызванный только износом опорных шеек и кулачков,
производится шлифованием изношенных поверхностей на ремонтные размеры.
Источник: http://avtomaster.eu |