77. V.Схема работы центробежного регулятора опережения зажигания.
78. VI.Схема бесконтактной системы зажигания.
На автомобилях ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 в основном применяется классическая
система зажигания (схема IV). На ВАЗ-21065 может быть установлена
бесконтактная система зажигания (схема VI). Катушка зажигания. В
классической системе зажигания применяются катушки зажигания Б117А, а в
бесконтактной - 27.3705, различающиеся данными обмоток и некоторыми
деталями. Катушка представляет собой трансформатор с двумя обмотками:
первичной 4 и вторичной 5, и служит для преобразования тока низкого
напряжения (12 В) в ток высокого напряжения (11- 20кВ) для пробоя
воздушного зазора между электродами свечей зажигания. Свечи зажигания
устанавливаются типа А-17ДВ для классической системы зажигания и
А17ДВ-10 для бесконтактной, или аналогичные им свечи зарубежного
производства. Конструкция свечей неразборная, традиционная. Зазор между
электродами свечей составляет 0, 5-0.6 мм для А17ДВ и 0, 7-0, 8 мм для
А-17ДВ-10. Выключатель зажигания установлен на кронштейне вала рулевого
управления, состоит из корпуса с замком и противоугонным устройством и
контактной части. Принцип действия устройства заключается в том, что
после вынимания из замка ключа, установленного в положение III
(Стоянка), запорный стержень замка выдвигается, входит в паз вала руля
и блокирует его. Электронный коммутатор применяется в бесконтактной
системе зажигания для прерывания тока в первичной цепи катушки
зажигания по сигналам бесконтактного датчика. Могут применяться
взаимозаменяемые коммутаторы различных марок: 3620.3734, HIM-52,
ВАТ10.2 или PZE4020. Величина импульсов тока составляет 8-9 А.
Предусмотрено автоматическое отключение тока через катушку зажигания
через 2-5 сек при неработающем двигателе, но включенном зажигании.
Распределитель зажигания 30.3706 служит для прерывания тока в цепи
низкого напряжения катушки зажигания и распределения импульсов высокого
напряжения по свечам зажигания. Распределитель зажигания установлен в
левой передней части двигателя и приводится во вращение от винтовой
зубчатой шестерни 27 (см.рис.4). Прерыватель состоит из кулачка 51 с
четырьмя выступами и стойки 54 с контактами, которые кулачок размыкает
при вращении. К верхнему концу втулки кулачка припаяна опорная пластина
38 центробежного регулятора опережения зажигания с грузиками 49. Сбоку
к корпусу распределителя прикреплен вакуумный регулятор, состоящий из
корпуса 31 с крышкой 33, между которыми зажата гибкая диафрагма 32. К
диафрагме крепится тяга 36, связанная с подвижной пластиной 56
прерывателя. Распределитель состоит из ротора 39 и электродов,
установленных в пластмассовой крышке 41. На роторе приклепаны
центральный 44 и наружный 46 контакты ротора, между которыми в
углублении находится помехоподавительный резистор 45. В центральный
контакт ротора упирается подпружиненный угольный электрод 43. Датчик
распределения зажигания 37.3706 применяется в бесконтактной системе
зажигания. От распределителя зажигания 30.3706 он отличается только
тем, что вместо прерывателя на подвижной пластине установлен
бесконтактный датчик, а к опорной пластине 38 снизу прикреплен
цилиндрический стальной экран с четырьмя прорезями. Бесконтактный
датчик работает на основе эффекта Холла и состоит из полупроводниковой
пластинки с интегральной микросхемой и постоянного магнита. Между ними
имеется зазор, через который проходит стальной экран. Когда в зазоре
находится тело экрана, то магнитные силовые линии замыкаются через
экран и на пластинку не действуют. Если же в зазоре находится прорезь
экрана, то на пластинку полупроводника действуют магнитное поле и с нее
снимается разность потенциалов. Микросхема, встроенная в датчик,
преобразует эту разность потенциалов в импульсы напряжения. Работа
системы зажигания. При работе двигателя прерыватель прерывает ток в
первичной обмотке катушки зажигания. В этот момент магнитное поле в
катушке зажигания резко сжимается и, пересекая витки обмотки,
индуктирует в ней ЭДС порядка 12-24 кв. Ток высокого напряжения идет к
центральной клемме распределителя зажигания, затем через контакты
ротора к боковому электроду и далее к свече зажигания, создавая
искровой разряд между ее электродами. Конденсатор 57 служит для гашения
ЭДС самоиндукции в первичной обмотке катушки зажигания и для уменьшения
искрения между контактами прерывателя. Если бы не было конденсатора, то
ЭДС во вторичной обмотке не превышала бы 4000-5000 В. Для получения
максимальной мощности двигателя необходимо воспламенять горючую смесь
несколько ранее прихода поршня в ВМТ, чтобы сгорание закончилось при
повороте коленчатого вала на 10-15 после ВМТ. Каждой частоте вращения
коленчатого вала необходим свой угол опережения зажигания. Так при 750-
800 об/мин начальный угол опережения зажигания составляет 3-5 . С
увеличением частоты вращения угол опережения зажигания должен
увеличиваться, и эту задачу выполняет центробежный регулятор опережения
зажигания. При увеличении частоты вращения грузики 49 под действием
центробежных сил расходятся и поворачивают опорную пластину 38 вместе с
кулачком 51 прерывателя на угол А в направлении вращения валика.
Выступы кулачка раньше размыкают контакты прерывателя и опережение
зажигания увеличивается. Вакуумный регулятор изменяет опережение
зажигания в зависимости от нагрузки на
Двигатель.
При
небольших нагрузках содержание остаточных газов в горючей смеси
высокое, смесь горит медленнее, ее надо поджигать раньше и наоборот. На
диафрагму регулятора действует разрежение, отбираемое из зоны над
дроссельной заслонкой первой камеры карбюратора. При небольших
открытиях дроссельной заслонки (малая нагрузка) под действием
разрежения диафрагма 32 оттягивается и тягой 36 поворачивает подвижную
пластину 52 прерывателя против направления вращения валика. Опережение
зажигания увеличивается. По мере дальнейшего открытия дроссельной
заслонки (увеличение нагрузки) разрежение уменьшается и пружина
отжимает диафрагму в исходное положение. Бесконтактная система
зажигания работает также, как и классическая, только вместо прерывателя
ток в цепи первичной обмотки катушки зажигания прерывает коммутатор по
сигналам бесконтактного датчика в датчике-распределителе зажигания.