8. Левый поворачиваемый дефлектор. направляющий воздушный поток на ветровое стекло или в салон автомобиля;
9. Труба дефлектора;
10. Уплотнитель воздухопровода:
11. Воздухопровод;
12. Панель приборов:
13. Рукоятка рычага управления краном отопителя;
14. Рукоятка рычага управления крышкой воздухопритока:
15. Пружинная скоба крепления электродвигателя;
16. Кожух вентилятора:
17. Трубка подачи жидкости;
18. Втулка;
19. Корпус жиклера со штуцером;
20. Распылитель;
21. Винт;
22. Жиклеры смывателя ветрового стекла:
23. Трубка подачи жидкости от насоса;
24. Насос;
25. Трубка забора жидкости из бачка смывателя;
26. Бачок для жидкости;
27. Тройник;
28. Гибкая тяга крышки воздухопритока;
29. Кран отопителя;
30. Крыльчатка вентилятора;
31. Дополнительный резистор;
32. Гибкая тяга крана отопителя;
33. Кронштейн рычагов управления;
34. Шток:
35. Направляющая штока:
36. Держатель подвижных контактов:
37. Колодка с контактами:
38. Направляющая держателя;
39. Диафрагма;
40. Корпус насоса;
41. Кожух;
42. Выпускной клапан;
43. Впускной клапан;
44. Крышка;
45. Штекеры контактов;
46. Чехол;
47. Кнопка:
48. I.Схема работы отопителя;
49. II.Жиклер омывателя;
50. III.Насос смывателя.
Вентиляция, отопление и обдув ветрового стекла осуществляется воздухом,
всасываемым снаружи. Отопление салона обеспечивается воздухом,
подогреваемым в радиаторе 3 отопителя, который включен в систему
охлаждения двигателя. Воздух отопления (на схеме работы отопителя
показан стрелками) поступает через решетку капота автомобиля в коробку
воздухопритока, расположенную под капотом в задней части передка
кузова. От попадания задымленного воздуха из моторного отсека коробка
воздухопритока герметизируется резиновым уплотнителем, поджимаемым к
внутренней панели капота. Воздух в коробке резко меняет направление
движения и поступает через люк, закрываемый крышкой 7 воздухопритока. в
кожух 4 радиатора отопителя. При этом дождевая вода отделяется от
воздуха и стекает из коробки воздухопритока по пластмассовой трубке
через моторный отсек наружу. Крышкой 7 воздухопритока регулируют
количество воздуха, поступающего в салон через радиатор отопителя.
Пластмассовый кожух 4 радиатора крепится на четырех шпильках к
усилителю щитка передка под коробкой воздухопритока, доступ к которому
возможен под панелью приборов. Кожух радиатора с коробкой
воздухопритока герметизируются уплотнительной прокладкой. В кожухе 4
установлен радиатор 3 отопителя и герметизирован по периметру резиновой
прокладкой. Правый бачок радиатора разделен резиновой перегородкой на
две полости. К бачку болтами крепится отводящая труба 6 и кран 29 с
подводящей трубой 5. Концы труб выходят в моторный отсек через щиток
передка и соединяются шлангами с системой охлаждения двигателя. Выход
труб в моторный отсек герметизируется резиновым уплотнителем, который
крепится к щитку передка двумя болтами. Воздух из радиатора 3 поступает
в направляющий кожух и кожух 16 вентилятора. Направляющий кожух
установлен между кожухами радиатора и вентилятора. Крепление
осуществляется пружинными скобами к кожуху радиатора. В центре
пластмассового направляющего кожуха с помощью пружинных скоб на двух
эластичных подушках установлен электродвигатель 2 с крыльчаткой 30
вентилятора. На внутренней стенке кожуха крепится дополнительное
сопротивление (резистор) 31, подключение и отключение которого в цепь
электродвигателя производится трехпозиционным переключателем на панели
приборов. Дополнительный резистор обеспечивает малую и большую скорости
вращения вентилятора. Из кожуха вентилятора воздух поднимается через
окно направляющего кожуха в воздухопровод И и далее через трубы 9 и
поворотные дефлекторы 8 подается на ветровое стекло или непосредственно
в салон на пассажиров. Трубы дефлектора с воздухопроводом уплотнены резиновыми уплотнителями
10. Снизу кожуха вентилятора на скобах шарнирно установлена
воздухораспределительная крышка 1, при открывании которой воздух
направляется к ногам пассажиров. При этом количество воздуха,
поступающего к дефлекторам, уменьшается. Управление отопителем
осуществляется переключателем электродвигателя вентилятора, поворотными
дефлекторами и двумя рукоятками рычагов 14 и 13 управления крышкой
воздухопритока и краном отопителя. Верхняя рукоятка 13 управления
краном отопителя соединена гибкой тягой 32 с рычагом крана и регулирует
количество охлаждающей жидкости, поступающей из системы охлаждения в
радиатор отопителя. Нижняя рукоятка 14 соединена гибкой тягой 28 с
рычагом крышки 7 воздухопритока и регулирует количество свежего
воздуха, поступающего в отопитель. Для облегчения запоминания положения
рукояток управления на панели приборов слева имеются символы в виде
треугольников, вершины которых указывают, что крышка воздухопритока и
кран закрыты. Вентиляция салона осуществляется через опускные и
поворотные стекла дверей и через дефлекторы. Дополнительный приток
свежего воздуха может быть обеспечен открыванием крышки воздухопритока
(при отведенной вправо рукоятке управления крышкой) и опусканием
воздухораспределительной крышки 1. Поворотными дефлекторами 8 можно
направить воздушный поток на пассажиров. При небольшой скорости
движения автомобиля количество приточного воздуха можно увеличить,
включив одну из скоростей вентилятора. Для предохранения от запотевания
ветрового стекла осенью и весной холодный воздух направляют на ветровое
стекло, переведя нижнюю рукоятку вправо, закрыв
воздухораспределительную крышку 1 и повернув дефлекторы, чтобы струя
воздуха распределялась как можно больше на площадь стекла. Если
необходимо подогреть поступающий воздух, то верхнюю рукоятку переводят
частично вправо, тем самым регулируя поступление жидкости в радиатор.
Для предотвращения замерзания ветрового стекла в холодную погоду
рукоятками открывают кран отопителя и крышку воздухопритока.
Направление теплого воздуха регулируют дефлекторами. Для поступления
теплого воздуха в нижнюю часть салона (к ногам пассажиров) открывают
воздухораспределительную крышку 1. В очень холодную погоду температура
воздуха может быть в салоне повышена включением одной из скоростей
электровентилятора и установкой крышки 7 воздухопритока в положение
частичного открывания. В этих условиях рекомендуется приоткрывать
поворотные стекла дверей, чтобы исключить застой холодного воздуха и
ускорить его прогрев во всем салоне. При необходимости быстрого
прогрева ветрового стекла закрывают воздухораспределительную крышку, а
рукоятку управления краном переводят до отказа вправо. Теплый воздух
дефлекторами направляют только на ветровое стекло. При температуре
окружающего воздуха минус 25 С полностью включенный отопитель
обеспечивает среднюю температуру в салоне плюс 25 С. а в зоне ног
водителя и пассажиров плюс 30 С. Запрещается включать электровентилятор
при закрытой крышке воздухопритока и открытом кране отопителя.
Омыватель ветрового стекла Омыватель совместно со стеклоочистителем
обеспечивает очистку ветрового стекла в любых условиях эксплуатации
автомобиля без его остановки. Струя жидкости смывателя смачивает
ветровое стекло и облегчает движение щеток стеклоочистителя при
очищении стекла от грязи и пыли. Омыватель состоит из насоса, емкости
(бачка 26). трубок и жиклеров, подающих жидкость на стекло. До 1980г.
на автомобилях ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 применялись ручные насосы смывателя,
а на ВАЗ-21011 - ножные. С 1980г. на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102 ручной насос
заменили ножным, а на ВАЗ-21011 стали устанавливать насос с
электроприводом. Такой же насос устанавливается и на автомобилях
ВАЗ-21013. В альбоме показан насос с ножным приводом. Бачок омывателя
должен быть достаточно большим, чтобы обеспечить многоразовое
пользование смывателем. На автомобилях ВАЗ2101 и ВАЗ-2102 первоначально
устанавливали бачки вместимостью 0.75 л, а затем он был заменен бачком
вместимостью 1 л. Такой же бачок устанавливался до 1980г. и на
автомобили ВАЗ-21011. Этот бачок изготавливался из полупрозрачной
поливинилхлоридной пленки и имеет пластмассовую горловину, которая
закрыта алюминиевой крышкой. Сквозь крышку пропущена трубка 25 подачи
жидкости с сетчатым фильтром на конце. Бачок 26 крепится на двух
крючках к брызговику левого переднего колеса. На автомобили ВАЗ-21013,
а с 1980г. и на ВАЗ-21011 устанавливают двухлитровый бачок. Бачок имеет
две горловины. Одна из них заливная, а на другой установлена крышка с
электродвигателем и насосом. От насоса жидкость подается к жиклерам 22
и через прорези в распылителях 20 брызгается на стекло. Жиклеры состоят
из корпуса 19 и распылителя 20 с крепежным винтом 21 и прокладками.
Жиклеры установлены в отверстиях панели рамы ветрового окна с помощью
эластичных пластмассовых втулок 18, надеваемых на корпус жиклера. Струя
жидкости должна брызгать в верхнюю зону сектора, описываемого щеткой.
Регулировка направления струи осуществляется поворотом корпуса жиклера
в пластмассовой втулке и поворотом распылителя 20 после ослабления
крепежного винта 21. Для смывателя применяется смесь специальной
жидкости НИИСС- 4 или "Автоочиститель-1 стекол" (25-33 /о) с водой.
Летом допускается применять только одну чистую воду без жидкости.