9. Штуцер для прокачки привода тормозного механизма;
10. Соединительная трубка цилиндров;
11. Поршень;
12. Колесный цилиндр;
13. Уплотнительное кольцо поршня;
14. Фрикционная накладка колодки;
15. Защитный колпачок поршня;
16. Фиксатор цилиндра;
17. Заклепка крепления опорной и направляющей пластин колодок;
18. Нижняя стяжная пружина колодок;
19. Направляющая пластина;
20. Тормозная колодка;
21. Задний трос привода стояночного тормоза;
22. Пружина заднего троса;
23. Наконечник заднего троса;
24. Рычаг привода стояночного тормоза;
25. Распорная планка тормозных колодок;
26. Палец рычага привода колодок;
27. Корпус колесного цилиндра;
28. Распорная пружина поршней;
29. Штуцер для прокачки привода заднего тормоза;
30. Штуцер трубки подвода тормозной жидкости;
31. Уплотнительное кольцо поршня;
32. Поршень цилиндра;
33. Защитный колпачок колесного цилиндра;
34. Упор колодки;
35. Верхняя стяжная пружина колодок;
36. Фрикционная накладка колодки;
37. Ребро колодки;
38. Пружина;
39. Ось:
40. Втулка пружины;
41. Фрикционные шайбы;
42. Втулка оси автоматического устройства;
43. Оболочка троса;
44. Направляющая пружина;
45. Опорный щит тормозного механизма;
46. Опорная пластина колодок;
47. I.Тормозной механизм переднего колеса;
48. II.Тормозной механизм заднего колеса.
Тормозные механизмы колес смонтированы непосредственно в колесах
автомобиля. Они предназначены для создания сопротивления движению
автомобиля. Тормозной механизм переднего колеса дисковый. Он состоит из
суппорта 5 а сборе с рабочими цилиндрами 12, двух тормозных колодок 4,
пальцев 8 крепления колодок и трубопроводов. Суппорт отлит из
высокопрочного чугуна. Он крепится к фланцу поворотного кулака вместе с
защитным кожухом 7 и поворотным рычагом. В суппорте выполнены радиусный
паз для размещения тормозного диска и два поперечных паза, в которых
расположены тормозные колодки. В приливах суппорта имеются два окна с
направляющими пазами, в которых установлены два противолежащих колесных
цилиндра 12. Точное расположение цилиндров относительно суппорта
обеспечивается пружинными фиксаторами 16. При установке цилиндра в паз
суппорта фиксатор под действием пружины заходит в специальный боковой
паз суппорта. Корпус рабочего цилиндра 12 отлит из алюминиевого сплава.
В цилиндре расположен стальной полый поршень И, уплотнений резиновым
кольцом 13. Оно расположено в канавке цилиндра и служит не только для
уплотнения зазора, но и для возврата поршня в исходное положение при
растормаживании. Полость цилиндра защищена от загрязнения резиновым
колпачком 15, наружная кромка которого удерживается на буртике
цилиндра, а внутренняя кромка охватывает посадочный поясок поршня.
Рабочие полости цилиндров соединены между собой трубкой 10. Во внешний
цилиндр ввернут штуцер 9 для прокачки привода передних тормозов, во
внутренний - штуцер для подвода жидкости. Поршни 11 упираются в
тормозные колодки 4, на которые наклеены фрикционные накладки. Колодки
установлены на направляющих пальцах 8, которые удерживаются от осевого
смещения шплинтами 2, а чтобы не было вибраций колодок на пальцах,
применяются пружины 3, прижимающие колодки к пальцам. Под головки
пальцев установлены пружины 1. При торможении поршни под давлением
жидкости выдвигаются из колесных цилиндров и увлекают за собой
уплотнительные кольца 13, которые при этом скручиваются. При
растормаживании, когда давление в приводе падает, поршни за счет
упругой деформации колец 13 вдвигаются обратно в цилиндры. При этом
накладки 14 тормозных колодок будут находиться в легком соприкосновении
с тормозным диском. При износе накладок, когда зазор в тормозном
механизме увеличивается, в приводе создается большее давление жидкости,
чтобы создать тормозной момент. Под действием давления жидкости поршни
11 проскальзывают относительно колец 13 и занимают новое положение в
цилиндрах, которое обеспечивает оптимальный зазор между диском и
колодками. Тормозной* механизм заднего колеса барабанный, смонтирован
на опорном щите 45, который крепится болтами к фланцу балки заднего
моста. К нижней части щита двумя заклепками 17 крепится пакет пластин,
из которых пластина 46 является опорной для колодок 20, а пластины 19
ограничивают осевое перемещение нижней части колодок. Внутренняя
изогнутая пластина ограничивает перемещение троса 21 в сторону щита. В
верхней части щита 45 крепится двумя болтами колесный цилиндр 27.
Снаружи в резьбовое отверстие цилиндра ввернуты штуцер 29 для прокачки
привода тормозов и штуцер 30 трубки подвода жидкости в цилиндр. С обеих
сторон в цилиндр установлены поршни 32 с уплотнительными кольцами 31,
которые прижимаются к торцу поршней пружиной 28 через опорные чашки. В
поршни запрессованы упоры 34, в прорези которых заходят верхней частью
колодки. Полость колесного цилиндра предохраняется от загрязнения
резиновыми колпачками 33, которые надеваются внутренней кромкой на
поршни, а наружной на корпус цилиндра. Тормозные колодки стянуты
пружинами 35 и 18, которые поджимают колодки к нижней опоре и упорам
поршней колесного цилиндра. Вследствие нежесткого соединения колодок со
щитом тормоза, они самоустанавливаются в момент соприкосновения с
тормозным барабаном, что улучшает эффективность торможения и приводит к
более равномерному износу накладок. Для автоматического регулирования
зазора между колодками и барабаном на колодках смонтированы специальные
устройства. Каждое из них состоит из оси 39, приваренной к оси тормоза,
и фрикционного элемента. Ось 39 проходит через овальное отверстие ребра
колодки. На оси установлены с зазором две свинченные между собой втулки
40 и 42. Между фланцами втулок расположена пружина 38, ее опорные чашки
и две фрикционные шайбы 41, которые зажимают ребро колодки с
определенным усилием. Это усилие таково, что стяжные пружины 18 и 35 не
могут сместить колодки относительно фрикционных шайб, несмотря на
овальные отверстия в ребрах колодок. Но при износе накладок 36. когда
водителю приходится увеличивать усилие на педаль тормоза, увеличивается
давление в контуре привода задних тормозов, поршни перемещают колодки
относительно фрикционных шайб, прижимая колодки к барабану. При этом
колодки займут новое положение относительно барабана. При дальнейшем
торможении колодки будут перемещаться на величину зазора между втулкой
42 и осью 39. Этот зазор обеспечивает плотное прижатие колодок к
барабану и необходимый тормозной момент. При растормаживании колодки
отводятся от барабана стяжными пружинами на величину зазора между
втулкой 42 и осью 39. С 1986 года на автомобилях устанавливаются
тормозные механизмы с устройством для автоматического регулирования
зазора, которое смонтировано в колесном цилиндре. Оно унифицировано с
подобными устройствами, установленными на автомобилях семейства
ВАЗ2105, 2107.