80. Скользящая муфта синхронизатора I и II передач.
Коробка передач четырехступенчатая. Все детали ее расположены в двух
базовых деталях: в картере 79 и задней крышке 75. В картере установлены
первичный вал 18, вторичный вал 50 в сборе с шестернями и
синхронизаторами и промежуточный вал 5. Первичный вал вращается в двух
подшипниках, передний расположен в торце коленчатого вала, задний
подшипник 13 в гнезде передней стенки картера. Его установочное кольцо
зажато между картерами сцепления и коробки передач. На валу подшипник
зажат между буртиком вала и пружинной шайбой И, которая запирается на
валу стопорным кольцом 12. При такой фиксации подшипника в гнезде и на
валу исключается осевое смещение вала. Первичный вал изготовлен вместе
с косозубым венцом шестерни 10. находящимся в постоянном зацеплении с
шестерней 9 промежуточного вала. С торца вала на обработанный поясок
напрессован, а затем припаян медью прямозубый венец 42 синхронизатора
IV передачи. В этом же торце вала проточено гнездо под игольчатый
подшипник 40 вторичного вала. На шлицах вала расположен ведомый диск
сцепления. Вторичный вал 50 является как бы продолжением первичного
вала. Он опирается на три подшипника. Игольчатый подшипник 40
расположен в торце первичного вала, промежуточный 53 в задней стенке
картера, а задний двухрядный подшипник 70 - в гнезде задней крышки
коробки передач. Промежуточный подшипник удерживается от смещения в
гнезде установочным кольцом и стопорной пластиной 54, которая крепится
к стенке картера винтами. На валу подшипник зажат между втулкой 52 и
шестерней 55 заднего хода под усилием пружинной шайбы 11, которая
удерживается на валу стопорным кольцом 12. Задний подшипник 70 зажат
гайкой 66 между шестерней 73 привода спидометра и фланцем 65 эластичной
муфты. Гайка контрится шайбой, которая отгибается на грань гайки. На
выходе из крышки вторичный вал уплотнен сальником, рабочая кромка
которого прилегает к шлифованной поверхности фланца 65. Сальник защищен
грязеотражателем 72. На цилиндрический поясок гайки плотно посажен
резиновый уплотнитель 67, затем на конец вала напрессовано центрирующее
кольцо 68 и установлено стопорное кольцо 69. На термообработанных
шейках вторичного вала вращаются шестерни 48 и 49 III и 2 передач.
Шестерня 51 1 передачи вращается на стальной термообработанной втулке
52, зажатой на валу между подшипником 53 и ступицей синхронизатора.
Указанные шестерни имеют по два венца. Косозубые венцы находятся в
постоянном зацеплении с одноименными шестернями промежуточного вала, а
с прямозубы- ми венцами соединяются муфты 43 и 80 синхронизаторов при
включении 1, И или III передач. На двух поясках вторичного вала
выполнены по три глубоких паза, в которые заходят выступы ступиц муфт
синхронизаторов. Ступица 44 синхронизатора III и IV передач поджата к
буртику вала пружинной шайбой и стопорится на валу кольцом. Другая
ступица зажата между втулкой 52 и буртиком вала. От осевого смещения
она удерживается вместе с промежуточным подшипником 53 и шестерней 55
пружинной шайбой И и стопорным кольцом 12. Шестерня 55 заднего хода
соединена с валом шпонкой. Синхронизатор - инерционного типа,
обеспечивает безударное включение передач. Конструкция обоих
синхронизаторов одинакова. Синхронизатор III и IV передач состоит из
ступицы 44, скользящей муфты 43, двух блокирующих колец 46, пружин 47,
стопорных колец 45 и венцов синхронизаторов первичного вала и шестерни
48 III передачи. Промежуточный вал 5 выполнен в виде блока четырех
шестерен. Вал вращается в двухрядном шарикоподшипнике 6 и роликовом
цилиндрическом подшипнике 77. Подшипник крепится на валу болтом 7 через
пружинную и плоскую шайбы. Роликоподшипник зажат на валу между буртиком
вала и шестерней 20 заднего хода. Эта шестерня установлена на шлицы
вала и удерживается на них стопорным кольцом. Промежуточная шестерня 21
заднего хода расположена на оси 76 на металлокерамической втулке. Ось
установлена в отверстиях стенки картера и прилива задней крышки коробки
передач и стопорится пластиной 54. Включение и переключение передач
осуществляется через механический привод, состоящий из рычага 29. трех
штоков с вилками, фиксаторов и замкового устройства. Рычаг переключения
передач выполнен разъемным, чтобы облегчить снятие и установку коробки
передач на автомобиле. Стержень рычага соединен с самим рычагом через
эластичные втулки демпфера, которые поглощают вибрации и обеспечивают
более мягкое включение передач. Рычаг переключения передач смонтирован
в задней крышке 75. На трех шпильках гайками с пружинными шайбами к крышке крепятся направляющая чашка 25 рычага,
шаровая опора 26 и фланец уплотнительного чехла 62. Между ними
установлены уплотнительные прокладки. Рычаг 29 имеет опорный шар,
который поджимается пружиной 28 к поверхности шаровой опоры. Эта же
пружина поджимает сверху к шаровой опоре сферическую шайбу 27. Чтобы
шарнир рычага не проворачивался в шаровой опоре, в опорный шар
запрессован штифт 63. конец которого заходит в отверстие опоры. Шаровая
опора защищена резиновым чехлом 62, а место выхода рычага в салон
автомобиля уплотнено снизу манжетой. Перемещение муфт синхронизаторов и
промежуточной шестерни заднего хода осуществляется вилками, которые
закреплены на штоках болтами. Шток 33 вилки включения III и IV передач
установлен в отверстиях передней и задней стенок картера, а штоки 32 и
35 в отверстиях задней стенки и прилива картера. В нейтральном и
включенном положениях штоки удерживаются шариковыми фиксаторами,
которые поджимаются к гнездам штоков пружинами 37. Фиксаторы
закрываются общей крышкой 38. Чтобы исключить одновременное включение
двух передач, в приводе имеется замковое устройство, состоящее из трех
блокировочных сухарей 34. Два крайних сухаря большего диаметра
установлены в отверстии задней стенки, а средний в отверстии штока 33.