«ШИШИГА»Более 40 лет назад автомобильная марка ГАЗ начал производство легендарного грузовика
ГАЗ-66. Этот «всепогодный проходимец» на долгие годы стал верным
стальным конем военным и геологам, покорителям целины и нефтяникам,
ученым, исследователям и покорителям бездорожья.
Автолюбители ѕ как дети, только игрушки у них подороже, сказал
кто-то когда-то. Привычка давать прозвища всем распространенным машинам
укоренилась очень давно. «Копейка», «Буханка», «Козлик» ѕ все эти милые
нашему сердцу прозвища на слуху. АЗ-66 окрестили «Шишигой» ѕ за
сходство звучания со словом «шестьдесят шестая». Производство
полноприводного бескапотного грузовика ГАЗ-66 в ноябре 1963 года.
Как всегда, рождение легендарных машин сопровождает некая тайна, во
всяком случае ѕ необычная история, щедро приправленная подробностями.
Так было и с 66-м.
Одна из распространенных баек, ѕ это то, что ГАЗ-66 придумала женщина.
Мол, неудобный, и переключение скоростей необычное, и колеса под
водителем. Это все «легенды».
А началось все вот как: 3 августа 1956 года в экспозиции новых моделей,
выставленных на тогдашней ВСХВ (затем – ВДНХ, а ныне ВВЦ) был
представлен грузопассажирский внедорожник ГАЗ-62. Внешне он напоминал
известный у нас ленд-лизовский армейский Dodge-¾. Но ни армия, ни
сельское хозяйство не проявили к машине особого интереса.
Конструкция ГАЗ-62 была разработана А.Д. Просвирниным, который в то
время занимал должность заместителя главного конструктора по грузовикам
на объединении ГАЗ...
Просвирнин смог учесть пожелания заказчиков и создал грузовой вариант
ГАЗ-62, с колесной формулой 4×4, грузоподъемностью в 1 тонну. Кабина
была расположена над двигателем. Различные модификации такого
автомобиля испытывались и с самоблокирующими дифференциалами, и с
герметичными тормозами, и с двигателем с форкамерно-факельным
воспламенением горючей смеси.
Как результат работы был найден оптимальный вариант ѕ двигатель с
форкамерно-факельным воспламенением, и в 1959—1960 годах ГАЗ выпустил
партию из нескольких сотен автомобилей ГАЗ-62. Эксплуатация этой
опытной партии показала недостаточную мощность шестицилиндрового
двигателя. Мотор от Газ-51 уже не годился. К тому времени завод имел
уже конструкцию перспективного V-образного 8-цилиндрового мотора с
картером и головкой цилиндров из алюминиевого сплава и велась
подготовка к его серийному производству. Работа по дальнейшему развитию
конструкции ГАЗ-62 применительно к возможностям нового двигателя была
проведена параллельно доводке двигателя.
С 1958 года Просвирнин возглавил КБ ГАЗа и под его руководством был спроектирован автомобиль ГАЗ-66 грузоподъемностью две тонны.
Машина получилась яркая ѕ высокая проходимость обеспечивалась
одинаковой колеей передних и задних колес, дорожным просветом в 315
мм., широкопрофильными шинами и самоблокирующимися дифференциалами
кулачкового типа. Наряду с новыми инженерными решениями ѕ система
подкачки шин на ходу, лебедка, восьмиступенчатая трансмиссия,
достаточная грузоподъемность, выносливость и большой запас мощности
сделали ГАЗ-66 незаменимым автомобилем для работы в условиях бездорожья.
Машина имела низкий центр тяжести, что делало ее устойчивой на склонах.
8-цилиндровый двигатель развивал мощность 115 л.с. Машина развивала по
шоссе скорость до 90 км/ч., уверенно брала подъемы крутизной до 30 % и
преодолевала брод глубиной до 1 метра.
Машина отлично зарекомендовала себя в самых тяжелых условиях
эксплуатации, жестких температурных режимах и самых различных сферах на
военной и гражданской «службе».
В 1985 году автомобиль был подвергнут модернизации, в последствии было
выпущено 2 варианта: с лебедкой и без, соответственно под индексами
ГАЗ-66-12 и ГАЗ-66-11.
В планах завода был и выпуск трехосной версии грузовика ГАЗ-34 и ГАЗ-33
колесной формулы соответственно 6×6 и 6×4. Их испытания шли в 1965
году. Но основной заказчик, МО, не счел нужным дать добро на эти
модели, полагая, что ЗИЛ-131, грузоподъмностью 3,5 тонны, более
подходит для армейских нужд.
На базе ГАЗ-66 существовало множество модификаций.
Изначально Горьковский автозавод выпускал пять модификаций ГАЗ-66, а
именно: ГАЗ-66-01 — базовый вариант без лебедки; ГАЗ-66-02 — с
лебедкой; ГАЗ-66-03 — без лебедки и системы регулирования давления
воздуха в шинах, но с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-04 —
без лебедки, с экранированным электрооборудованием; ГАЗ-66-05 — с
лебедкой и экранированным оборудованием.
Для войск ВДВ выпускалась машина с брезентовым верхом кабины и
откидывающимся в горизонтальное положение ветровым стеклом. Он удобно
размещался в транспортном самолете, был пригоден для сбрасывания с
парашютом и лече маскировался. Выпускались шасси ГАЗ-66-12-1010 для
установки фургонов, цистерн и разных специализированных кузовов.
Была и народно-хозяйственная модификация базовой модели. Она не имела
системы подкачки, лебедки и называлась ГАЗ-66-40. Эта модель
выпускалась с 1995 года, на ее базе производились сельскохозяйственные
самосвалы с задними двускатными колесами.
Автомобили семейства ГАЗ-66 выпускались до июля 1999 года.
Последний автомобиль ГАЗ-66 установлен на постаменте возле сборочного цеха.
На смену им пришли грузовики «Садко» ГАЗ-3308. У этого автомобиля
силовой агрегат и узлы шасси сохранены от ГАЗ-66, но компоновка машины
выполнена по капотному типу.
Но это ѕ история уже другого автомобиля.
Как ни странно, но ГАЗ-66 не был отмечен Государственной премией, хотя
его более чем 40-летняя история пестрит достижениями и подвигами.
Роботяга «Шишига» остался скромным тружеником на просторах Родины и за
ее пределами.
ГАЗ-66 до сих пор является одним из лучших образцов отечественной вездеходной техники.
Из почти миллиона выпущенных автомобилей ГАЗ-66, различных
модификаций, более 70% поступило на специализированные заводы для
дальнейшей комплектации спецтехникой, что объясняется большой
популярностью использования его шасси в качестве транспортной базы.
Автомобиль ГАЗ-66 с честью выполнил возложенные на него обязанности по
перевозке людей, грузов и буксировки прицепов по всем видам дорог и по
бездорожью.
На сегодняшний день многие любители трофи-рейдов обратили свое внимание
на легендарный грузовик. Претерпевая массу изменений, ГАЗ-66 и сегодня
покоряет бездорожье на всех широтах от Арктики до тропиков.
Широко распространено переоборудование ГАЗ-66 с кунгом в кемперы. Конечно,
автокемперы в Западной Европе и Северной Америке — это одно, а у нас — совсем другое.
Но приличная дача на колесах из ГАЗ-66 выходит вполне комфортной и не дорогой.
Подержанный ГАЗ-66 можно приобрести за 200-300 тысяч родных, плюс немного труда и фантазии.
Для отдыха, рыбалки, охоты — лучше не придумаешь!
Источник: http://www.4x4info.ru |