Вопрос повышения проходимости машины никогда не был праздным. Это
качество автомобиля улучшается главным образом конструктивно:
оптимизацией тягово-динамических свойств, применением систем
регулирования давления воздуха в шинах, использованием шин сверхнизкого
давления большого профиля, односкатной ошиновки… А как быть, если
автомобиль – вот он, какой есть, и требуется преодолеть сильно
загрязненный участок или снежные заносы, а?
Из подручных средств повышения
проходимости наиболее эффективным считаются цепи противоскольжения.
Идея обмотать шину цепью возникла очень давно на севере. Эти устройства уже
около столетия выручают водителей. В 30-е годы прошлого века Красная
Армия широко применяла цепи противоскольжения браслетного типа.
Во время Великой Отечественной войны цепи также были в чести у
военных автомобилистов. Интерес к подобным устройствам снизился только
в последние годы, да и то лишь у российских водителей. Влияет
урбанизация, сказывается улучшение качества дорог и другие факторы. А
ведь в Европе, при большем количестве и лучшем качестве дорог, наличии
замечательных внедорожных автомобилей, прекрасной обеспеченности
автомобилистов зимними шинами цепи противоскольжения по-прежнему
находятся в почете. Объясняется все очень просто: тамошние водители
справедливо полагают, что они, вовремя надетые в загородной поездке –
атрибут комфорта и безопасности. Поэтому и возят их с собой вместе с
запаской. Более того, в некоторых странах использование цепей является
обязательным даже для полноприводных автомобилей. Не в городах,
конечно, а на горных перевалах, где бывают внезапные снегопады.
Современные шины не всегда подходят для езды по рыхлому или
укатанному снежному покрытию и льду. Они обеспечивают прекрасное
сцепление с дорогой, но лишь до тех пор, пока не возникает пробуксовка.
А дальше начинаются проблемы – чем сильнее пробуксовка, тем меньше
сцепление с дорогой. Применение цепей противоскольжения меняет картину
коренным образом: пробуксовка сектора колеса, свободного от цепи,
увеличивает скорость вращения, набегающий цепной «браслет» сразу же
резко вгрызается в дорогу, сцепление усиливается, пробуксовка исчезает,
происходит своеобразное саморегулирование вращения колеса. Помогают
цепи и при торможении – они действуют подобно якорю. По данным
некоторых автомобильных изданий, тормозной путь «в цепях» по сравнению
с летними шинами сокращается более чем в 2 раза.
Представьте себе картину: дама-водитель в изящной шубке, выехав на
скользкий участок дороги, останавливает машину, за пару минут монтирует
быстросъемные цепи и вновь продолжает путь. Здесь нет ни толики
преувеличения. Однако, красивые, удобные в обращении цепи
противоскольжения, те самые, что обеспечивают комфорт европейцам, стоят
недешево, и, надо признать, они того заслуживают.
И в России продают дорогие европейские цепи противоскольжения, но
чаще встречаются оте-чественные, а также привезенные из Турции, Китая и
других восточных стран. Сравнительно невысокая цена – это основное и,
пожалуй, единственное достоинство, как наших товаров, так и восточных.
Эти устройства крайне неудобны в использовании: одевать их сложно,
снимать – не легче, они царапают диски, ржавеют и достаточно быстро
выходят из строя.
Цепи противоскольжения, надетые на колесо, представляют собой два
кольца, соединенных поперечными звеньями-грунтозацепами. Обычно
процедура монтажа выглядит очень просто: цепи расстилают на дороге,
аккуратно наезжают на них ведущими колесами, а потом натягивают и
застегивают с помощью специальных замков. Однако в устройствах
известных производителей то кольцо, которое после установки должно
оказаться на внутренней стороне колеса, заменено специальным
расстегивающимся тросом, а внешнее кольцо состоит из двух разъединяемых
частей. Благодаря такой конструкции цепей их можно монтировать даже на
неподвижном автомобиле.
Цепи противоскольжения бывают мелкозвенные, траковые и гусеничные.
При правильном монтаже средняя часть поперечных звеньев должна
перемещаться рукой без особого усилия по покрышке на 10 – 20 мм.
Условия эксплуатации цепей противоскольжения не слишком разнообразны:
скорость движения автомобиля с ними не может превышать 50 км/ч; по
асфальту ездить на цепях не рекомендуется из-за опасности повреждения
покрышек и повышенного износа цепей.
Цепи противоскольжения одеваются только тогда, когда без них
автомобиль просто не в состоянии продолжать движение. Дело в том, что
при движении на колесах с цепями существенно возрастает нагрузка на
ходовую часть машины. Поэтому, как только опасный участок дороги
преодолен, цепи следует снять, таким образом, предотвращается ненужный
износ подвески автомобиля, да и цепей тоже.
При выборе цепи следует обратить внимание на рисунок рабочей
сетки, именно он существенно влияет на эксплуатационные характеристики
цепи и, в конечном счете, на поведение «обутого» в них автомобиля.
Цепи с поперечными грунтозацепами обеспечивают неплохие тяговые
качества, но в их конструкции нет специальной перемычки, защищающей
машину от бокового скольжения. Автомобиль, оборудованный цепями с
поперечно расположенными грунтозацепами, значительно теряет плавность
хода.
В зигзагообразных цепях противоскольжения перемычки располагаются
зигзаго-образно, что препятствует заносу автомобиля в сторону, но не
способствует плавности движения машины. Кроме того, относительно
длинные перемычки при движении подвергаются большим нагрузкам, поэтому
срок эксплуатации таких устройств сравнительно невелик.
В цепях противоскольжения с крестообразными грунтозацепами рабочая
сетка состоит из отдельных, расположенных друг за другом, секций.
Каждая из них имеет срединную и четыре боковые перемычки, которые
соединены с наружным и внутренним креплениями. В этой конструкции
достигнута хорошая боковая устойчивость машины и просто отличное
сцепление с дорогой. Но и с этим устройством противоскольжения
автомобиль имеет недостаточную плавность хода.
Цепи противоскольжения с диагонально расположенными грунтозацепами
сконструированы так, что часть шины, свободная от цепи, не
соприкасается с дорогой. С такими цепями даже при высокой скорости
движения вибрация машины остается минимальной.
Сетчатые цепи противоскольжения представляют собой сплошную сеть,
плотно прилегающую к поверхности шины. Такое устройство может иметь
разные формы ячеек: шести- или четырехугольные, при этом их количество
и расположение зависят от ширины шины. Как правило, эти конструкции
используют на крупнотоннажных грузовых автомобилях. Цепи, рассчитанные
на шины разных типоразмеров, отличаются по длине и ширине.
Теперь несколько слов о производителях. Повторюсь, что основным
достоинством цепей противоскольжения отечественных изготовителей
является низкая цена. Если вас не смущает сложность установки,
требующая от водителя слесарных навыков и недюжинной физической силы,
если вас не страшит опасность повреждения лакокрасочного покрытия
кузова, тряская езда, то соотношение цена-качество достаточно
приемлемое. О дешевых импортных цепях говорить не будем, так как их
использование может вовсе дискредитировать саму идею их применения.
Из наиболее качественных цепей противоскольжения, представленных
сегодня на российском рынке, внимания заслуживает, на мой взгляд,
продукция двух ведущих европейских производителей – немецкой фирмы RUD
и австрийской Pewag-Weissenfels. По своим качественным и ценовым
показателям продукция обеих фирм находится в одном диапазоне.
Практически все модели цепей противоскольжения выполнены
быстросъемными. Благодаря использованию высокоэффективных материалов
удалось достичь большой прочности изделий и длительного срока службы
при относительно малом собственном весе, не дающем значительных
дополнительных нагрузок на трансмиссию автомобиля. Модельный ряд
устройств противоскольжения у обеих фирм очень широк – от конструкций
для микролитражек до цепей для карьерных самосвалов.
Интересную конструкцию цепей противоскольжения Rotogrip предложили
инженеры фирмы RUD. Эта модель предназначена для установки на машинах
(преимущественно грузовых и специальных), имеющих пневматическую
систему торможения. На трансмиссии автомобиля устанавливаются кольца,
которые дистанционно (из кабины водителя) с помощью пневмоцилиндра,
соединенного с пневмосистемой автомобиля, приводятся в соприкосновение
с шинами. На кольцах закреплены отрезки стальной цепи (до 18 шт.).
Перед сложным участком дороги водитель включает устройство, т.е.
приводит в соприкосновение кольцо и шину. При движении кольцо начинает
вращаться, благодаря центробежным силам отрезки цепей стремятся достичь
горизонтального положения и постоянно, как бы подбрасываются под колеса
автомобиля, обеспечивая тем самым дополнительное сцепление колеса с
дорогой. После преодоления сложного участка дороги водитель отключает
устройство и продолжает движение в обычном режиме.
Система недешевая, но обладает рядом достоинств. Благодаря ей
практически полностью устранены дополнительные нагрузки на трансмиссию
автомобиля, а приведение системы в рабочее положение не отнимает ни
времени, ни физических усилий. Rotogrip не требует подтяжки, срок
службы этой конструкции намного дольше, чем у обычных цепей
противоскольжения.
Вывод
В стране, где только 9 месяцев зима, а все остальное время лето,
каждый мало-мальски обильный снегопад превращается в традиционное
стихийное бедствие. А всего-то и нужно: вспомнить, что в багажном ящике
лежат цепи противоскольжения. Конечно, если они там лежат…
Источник: http://www.4x4info.ru |