Четверг, 26.12.2024, 22:37

Приветствую Вас Гость

www.driveforce.ru

Поиск по сайту

Форма входа
Категории раздела
Моторные масла
Поиск
Наш опрос
Есть ли у Вас мото-техника, и какая?
Всего ответов: 1290

Зарегистрированных пользователей - 3128

Сейчас на сайте: 1
Интересующихся: 1
Мастеров: 0
Реклама


Ремонт скутеров в г. Подольск

загрузка...

Главная » Статьи » Моторные масла » Моторные масла [ Добавить статью ]

Старение моторного масла. Рациональная периодичность замены масла
Старение моторного масла. Рациональная периодичность замены масла
При эксплуатации автомобиля под воздействием различных факторов масло теряет свои первоначальные свойства, т.е. оно стареет. Окисление углеводородов масла, срабатывание присадок, накопление в масле продуктов неполного сгорания топлива, продуктов изнашивания деталей, воды, пыли - вот основные процессы, происходящие при старении масла. Характер и скорость старения зависят от уровня форсирования двигателей, температуры деталей, качества топлива и масла,степени изношенности деталей и узлов, общего технического состояния машины.

При старении масел изменяются практически все основные показатели качества.
Вязкость. Она увеличивается в результате испарения легких фракций масла, накопления продуктов неполного сгорания топлива в виде сажи и окисления углеводородов масла. Вязкость уменьшается при попадании топлива в масло, а также в результате разрушения полимерной присадки в загущенных маслах.
Температура вспышки. Снижение температуры вспышки возможно при попадании в масло фракций топлива.
Коксуемость. Повышение коксуемости работавшего масла характеризует накопление в нем продуктов окисления масла и неполного сгорания топлива.
Содержание воды. Наличие воды в масле служит показателем попадания воды из системы охлаждения, через негерметичные уплотнения и заправки обводненным маслом.
Щелочное число, кислотное число. Снижение щелочного числа указывает на уменьшение концентрации моющих присадок. Увеличение кислотного числа определяет степень окисления масла и разложения присадок.
Содержание нерастворимого осадка. Количество осадка определяет интенсивность поступления в масло продуктов неполного сгорания топлива, частиц износа, пыли, срабатывание присадок.
Содержание продуктов изнашивания. Для определения частиц износа применяют методы нейтральной активации, спектрального анализа, радиоактивных изотопов. При диагностировании двигателей и коробок передач наибольшее распространение получили методы спектрального анализа.
В процессе старения масла наблюдается изменение концентрации, строения и эффективности присадок в результате разложения, взаимодействия с продуктами сгорания топлива и окисления масла, фильтрующими элементами и деталями машины. В условиях эксплуатации уменьшение щелочного числа (концентрации моющих присадок) сопровождается накоплением в масле кислых продуктов, что может вызвать коррозионный износ деталей. Основной функцией щелочных присадок масла является нейтрализация кислот и защита против коррозии. Особенно опасно попадание в масло легких фракций топлива, которое обладает низкой стабильностью к окислению. Моторные масла, загрязненные топливом, окисляются значительно быстрее с образованием органических кислот и отложений, которые ухудшают их качество. В результате снижается вязкость масла и возможно повреждение подшипников, интенсифицируются процессы нагаролакоотложений в ЦПГ двигателя.

Расход масла


Расход масла в машинах определяется его потерями: на угар, при техническом обслуживании, заправке, хранении, а также при периодической замене масла вследствие его старения и сезонной эксплуатации автомобилей. Потери на угар составляют основную долю потерь масла в ДВС. К ним относятся часть масла, которая попадает в камеру сгорания и уносится с отработавшими газами, и часть масла, которая испаряется и уходит с картерными газами. Технически достижимый минимальный расход масла на угар составляет 0.2-0.3% от расхода топлива. Дальнейшее уменьшение его может привести к снижению износостойкости деталей ЦПГ и увеличению количества нагаролакообразований. Мероприятия по снижению расхода масла на угар необходимо проводить при одновременном повышении качества моторных масел и снижении тепловой напряженности ЦПГ двигателей.
Составляющие расхода масла на угар:
- через ЦПГ;
- между штоками всасывающего и выхлопного клапанов и их направляющими;
- через турбокомпрессор;
- за счет испарения в картере.
Анализ составляющих угара в двигателе позволяет определить основные направления работ по уменьшению расхода масла. Условно их можно разделить на конструктивные, технологические и эксплуатационные.

Мероприятия по снижению расхода масла

Совершенствование конструкции поршня и поршневых колец является наиболее действенным мероприятием по снижению расхода масла на угар. В этом смысле широкое применение находят:
- использование поршней с минимально допустимыми зазорами по гильзе цилиндра и оптимальной геометрией боковой поверхности, в том числе овально-бочкообразной формы;
- применение материалов с малым коэффициентом линейного (объемного) расширения;
- снижение температур поршней, в основном за счет их интенсивного охлаждения;
- применение покрытий на днищах поршней и износостойких вставок и покрытий;
- использование поршневых колец оптимального профиля, расположения и количества;
- применение колец с заданной эпюрой радиальных давлений;
- внедрение маслосъемных колец с экспандерами, торсионных и специального профиля;
- применение новых материалов колец, в том числе высокопрочного чугуна и антиизносных покрытий (хромирование, молибденирование и т.д.).
Большое влияние на расход масла оказывает и качество самих масел. Масла с высокими антиизносными свойствами увеличивают ресурс машины, что снижает рост угара масла при ее эксплуатации. Эффективные моющие и антиокислительные свойства масла уменьшают пригорание поршневых колец и забивку маслоподводящих и дренажных отверстий, что также снижает расход масла на угар.

Рациональная периодичность замены масла

Увеличение сроков замены масла привлекает многих водителей и механиков. Это и экономия масел, и снижение трудоемкости на техническое обслуживание машины. Однако при этом следует иметь в виду, что при работе двигателя моторное масло испаряется, выгорает и утекает; это приводит к снижению его уровня в картере двигателя. Для поддержания объема масла в смазочной системе в картер периодически добавляют свежее масло. Первоначально залитое масло и доливаемое в процессе работы интенсивно перемешиваются, после чего работает смесь, состоящая из неравных частей масла, проработавших различное время. Освежение смазочного масла в двигателе оказывается иногда настолько существенным, что фактически за весь период работы оно несколько раз обновляется. Поэтому действительное время работы масла в двигателе может быть намного меньше нормируемого. Поэтому рациональные сроки замены масла должны учитывать и количество доливаемого масла за период его эксплуатации.
И тем не менее для обеспечения надежной работы двигателя следует придерживаться рекомендаций моторостроительных заводов. Необоснованное увеличение периодичности замены масла может быть причиной серьезных неполадок в двигателе: в итоге экономия на масле может привести к дополнительным затратам на ремонт двигателя. В некоторых случаях целесообразность замены масла может быть определена по установочным браковочным показателям его предельного состояния. Рекомендуемые заводом-изготовителем сроки замены масла соответствуют нормальным условиям эксплуатации машины, когда ее техническое состояние, применяемые моторные масла и топлива соответствуют требованиям стандартов и техническим условиям.
Однако при легких условиях эксплуатации процесс старения масла замедляется, возможны предпосылки для продления его срока службы. И наоборот, при частых перегрузках двигателя, нарушениях в системе топливоподачи, очистки воздуха, смазки, обводнения масла и т.п. происходит интенсивное окисление и загрязнение масла, быстро срабатываются присадки. И чтобы не допустить отказов, желательно, не откладывая, заменить масло и устранить обнаруженные неисправности.
В связи с изложенным, с целью рационального применения высококачественных, дорогостоящих масел в перспективе предусматривается периодичность замены масла устанавливать не только по количеству отработанных часов, израсходованного топлива или километров пробега, но и по фактическому состоянию качества масла. Это, в свою очередь, позволяет также и диагностировать техническое состояние машины. Установлено, что масло является уникальным источником информации о процессах, происходящих в узлах и агрегатах машины.

Наиболее тяжелыми условиями работы для масла являются условия эксплуатации, включающие короткие поездки с частыми остановками и запусками и работой на холостом ходу. Именно в этих условиях эксплуатируется большинство легковых автомобилей – городская езда (на работу, с работы, за покупками) с периодическими более длинными пробегами, когда двигатель, наконец, полностью прогревается. Установка не вентилируемой защиты поддона картера, а также демонтаж элементов охлаждения масла ведет к его перегреву со всеми вытекающими отсюда последствиями...  При таких условиях эксплуатации имеет смысл сократить срок замены масла. Так что срок замены масла - понятие компромиссное. С учетом экономических соображений компромисс этот в наших условиях составляет 6-8 тысяч километров. Недопустимо увеличивать сроки замены синтетического масла - ни в одной инструкции к автомобилю нет таких рекомендаций. Производитель двигателя - единственный, кто вправе это определять, рекомендуя либо определенный пробег, либо временной интервал.

В процессе работы двигателя масло темнеет из-за:

1. окисления и разложения (контакт масла с продуктами сгорания топлива и нагретыми до высоких температур частями двигателя)
2. накапливания продуктов неполного сгорания топлива (по мере увеличения срока службы двигателя и его изнашивания, в связи с увеличением зазоров между сопряженными деталями, прорыв продуктов из камеры сгорания в картер и загрязнение масла увеличиваются. Поэтому в новых двигателях масло темнеет меньше, чем в изношенных . Потемнение масла это также признак того, что оно выполняет свои функции, благодаря наличию в нем эффективных присадок, масло смывает и удерживает в своем объеме продукты окисления и «грязь» попавшую в двигатель, сохраняет чистыми внутренние поверхности двигателя, защищая их от нагаролакообразования.


Источник: http://avtomaster.eu
Категория: Моторные масла | Добавил: Admin (21.12.2008)
Просмотров: 4420 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 2
2 сергей  
0
следует ли промывать двигатель при замене масла промывочным маслом?ответьте пожалуйста,и надо ли проводить раскаксовку? biggrin

1 почемучка  
0
если масло синтетическое, то при наших условиях эксплуатации вполне можно менять и при 8-10 тыс. км пробега. А лучшем критерием срока замены масла - капля масла с щупа на промакательную бумагу. Если по контуру масляного пятна цепочка механических примесей(на ощупь пальцами хорошо чувствуется)-пора менять! На масле вообще не следует экономить! Двигатель всегда будет Вам БЛАГОДАРЕН.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
www.driveforce.ru © 2008-2024 | Используются технологии uCoz
Использование материалов сайта разрешается при обязательной установке активной гиперссылки на сайт

Яндекс цитирования