Общие сведения
Автомобильные масляные фильтры должны отвечать следующим требованиям:
Очистка масла в системе смазки двигателя может производиться по двум основным схемам:
- полнопоточной – включающей в себя один фильтр, через который прокачивается все масло, подаваемое масляным насосом (рис. 1);
- комбинированной
– включающей в себя, кроме полнопоточного фильтра, частичнопоточный
фильтр или в некоторых случаях центрифугу (рис. 2).
Рис. 1. Полнопоточная схема системы смазки автомобильного двигателя
1 – масляный картер (поддон) двигателя; 2 – масляный насос; 3 – масляный полнопоточный фильтр
Рис. 2. Комбинированная схема системы смазки автомобильного двигателя
1 – масляный картер (поддон) двигателя; 2 – масляный насос; 3 – масляный полнопоточный фильтр; 4 – частичнопоточный фильтр
Загрязняющие масло примеси, в зависимости от их происхождения, бывают:
- органические – продукты неполного сгорания
топлива и небольшого количества моторного масла, неизбежно попадающего
в камеру сгорания (это связано с явлением «угар» масла);
- неорганические – пыль и металлические частицы износа деталей, образующиеся при обкатке и последующей работе мотора.
Интенсивность загрязнения моторного масла зависит от конструкции и
технического состояния двигателя, качества применяемого топлива,
условий эксплуатации и многих других факторов.
Устройство фильтров
Масляный фильтр (рис. 3) состоит из корпуса, в котором
находятся фильтрующий элемент и при необходимости – перепускной,
противодренажный и противосливной клапаны. В зависимости от конструкции
корпуса, фильтры могут быть двух типов:
Рис. 3. Неразборный масляный фильтр
1 – корпус; 2 – фильтрующий элемент (штора); 3 – перепускной клапан; 4 – противодренажный клапан; 5 – противосливной клапан
Фильтрующий элемент («штора») чаще всего
изготавливается из специальной гофрированной бумаги, пропитанной
смолами. Такая бумага обладает высокой пористостью, а благодаря
пропитке – прочностью, водо- и маслостойкостью. Для достижения
максимально возможной площади фильтрующей поверхности при минимальных
габаритах фильтра бумагу укладывают специальным образом, обычно в виде
многолучевой «звезды».
Фильтрующие элементы объемного типа из хлопчатобумажных, синтетических и искусственных волокон применяются реже.
Перепускной клапан (вy-pass valve) иногда называют предохранительным,
обводным или байпасным. Его назначение – обеспечить гарантированную
подачу моторного масла в систему смазки двигателя в случае, если оно не
может пройти через фильтрующий элемент при его полном засорении или
слишком большой вязкости масла при низких температурах. Давление
срабатывания перепускного клапана устанавливается в зависимости от
конструкции двигателя и у разных моделей находится в пределах 0,55–2,6
кг/см2.
Противодренажный клапан (аnti-drain valve) предотвращает слив масла из
фильтра и масляных каналов в картер двигателя после его остановки. Это
исключает при последующем пуске задержку подачи масла в систему смазки
из-за образования воздушной пробки. Самая распространенная конструкция
противодренажного клапана представляет из себя подпружиненный резиновый
диск, закрывающий изнутри входные отверстия в корпусе фильтра.
Противосливной клапан (аnti-syphon valve) обычно устанавливается в
неразборных фильтрах в комбинации с перепускным или противодренажным
клапаном и не позволяет маслу выливаться из корпуса через выходное
отверстие при замене отработавшего фильтра.
Отсутствие некоторых клапанов в фильтре возможно в случаях, когда:
- фильтр размещен на двигателе так, что масло из
корпуса вытечь не может, поэтому нет необходимости в наличии
противодренажного и противосливного клапанов;
- перепускной клапан установлен вне фильтра непосредственно на двигателе.
Общие рекомендации
Выбирать фильтр лучше по каталогам
фирм-производителей. Для этого необходима информация о модели
автомобиля и двигателя или идентификационный номер (VIN).
При использования фильтров от других автомобилей необходимо учитывать,
что совпадение габаритных размеров, присоединительной резьбы, способа
уплотнения и количества встроенных клапанов не может гарантировать
равноценную замену.
Например:
- установка фильтра от «Фольксвагена» на
«Жигули» может стать причиной масляного голодания двигателя, так как у
этого фильтра перепускной клапан открывается при давлении 2,1–2,6 кг/см2 вместо положенных для «Жигулей» 0,6–0,75 кг/см2 и при холодном пуске загустевшее масло к трущимся поверхностям будет поступать в недостаточном количестве;
- установка
фильтра от «Жигулей» на «Фольксваген» приведет к почти постоянному
протоку масла в обход фильтрующего элемента даже на прогретом
двигателе, так как перепускной клапан откроется при давлении 0,6–0,75
кг/см2 вместо положенных для «Фольксвагена» 2,1–2,6 кг/см2.
Фильтры-подделки теряют свою работоспособность и перестают очищать
масло гораздо раньше «оригинальных». Их применение может существенно
уменьшить ресурс двигателя. Дефекты, отличающие подделку от
качественного неразборного масляного фильтра, такие как негерметичность
противодренажного клапана, повышенное гидравлическое сопротивление и
малый ресурс, невозможно определить визуально.
Внешний осмотр позволяет выявить только явные признаки некачественного изделия:
- маркировка смазана, содержит неточности и противоречия, а также грамматические ошибки, особенно в тексте на иностранных языках;
- на резьбе заусенцы, на корпусе следы сварки, трещины в местах вальцовки;
- резиновое уплотнение неплотно ложится на основание корпуса;
- фильтрующая
штора выполнена с малым количеством гофр, к тому же распределенных
неравномерно (это можно увидеть через отверстия в корпусе).
Наиболее надежный способ уберечься от подделки – приобретение фильтра в
крупных специализированных магазинах автозапчастей или фирменных
сервисных центрах.
Периодичность замены фильтра и масла в двигателе указана в инструкции к
автомобилю. Однако следует иметь в виду, что тяжелые условия
эксплуатации машины (городские в том числе) сокращают срок их службы. К
таким условиям можно отнести частые запуски и остановки неполностью
прогретого мотора, его продолжительную работу на холостом ходу,
запыленность воздуха и низкое качество топлива. Поэтому более частая в
разумных пределах замена моторного масла и фильтра положительно
отражается на общем ресурсе двигателя.
Образование воздушных пробок в маслоприемнике или во всасывающем
патрубке масляного насоса иногда возможно при замене моторного масла.
Они препятствуют засасыванию его насосом и созданию рабочего давления в
системе смазки. Из-за этого после пуска двигателя на панели приборов
продолжает гореть красный световой индикатор недостаточного давления
моторного масла.
Часто считают, что виноват вновь установленный масляный фильтр и его
меняют еще раз. Иногда давление масла при этом восстанавливается, так
как в процессе повторной замены воздушная пробка удаляется, подтверждая
ошибочное предположение о дефектности первого фильтра.
Если после замены масла и фильтра красный световой индикатор не гаснет более 30 секунд после пуска двигателя, то следует:
- выключить двигатель;
- отвернуть масляный фильтр так, чтобы ослабить резиновое уплотнение;
- отключить систему зажигания и прокрутить стартером двигатель до тех пор, пока из-под резинового уплотнения не появится масло;
- вновь завернуть масляный фильтр и удалить подтеки;
- подключить
систему зажигания и пустить двигатель, давление масла должно достигнуть
нормальной величины не более чем за 10 секунд.